В познании объективация вырабатывает понятия и рационализирует действительность, не зная индивидуального, в общении людей вырабатывает форму государства, права, семьи, несоизмеримые с внутренним существованием, с тайной личности, в моральной жизни вырабатывает нормы, бессильные просветлить и реально изменить жизнь людей, в жизни религиозной догматы, каноны и институты, прикрывающие
реальное отношение к Богу и к ближнему, и т. д. и т. д.
Неточные совпадения
Это иллюзорное сознание видит вещную, предметную реальность там, где действует
реальный труд человека и
отношения людей.
Другой вопрос
реальной жизни был:
отношение к хозяйке; мы уже видели, что Марье Алексевне удалось разрешить его удачно.
Словесные сочетания часто заменяли
отношения реальные.
Знакомство с деревней, которое я вынес из этого чтения, было, конечно, наивное и книжное. Даже воспоминание о деревне Коляновских не делало его более
реальным. Но, кто знает — было ли бы оно вернее, если бы я в то время только жил среди сутолоки крепостных
отношений… Оно было бы только конкретнее, но едва ли разумнее и шире. Я думаю даже, что и сама деревня не узнает себя, пока не посмотрится в свои более или менее идеалистические (не всегда «идеальные») отражения.
Если бы человеческая личность не была идеальной по
отношению к
реальным условиям ее собственного существования, человек и не мог бы иметь идеи Бога, и никакое откровение никогда бы не могло сообщить ему эту идею, потому что он не в состоянии был бы понять ее…
Критическая гносеология радикально уже отрицает изначальную цель познания — соединение познающего с бытием, конструирует познание вне
реального, живого, внутреннего
отношения познающего субъекта к познаваемому объекту.
Таковы должны быть, по нашему мнению,
отношения реальной критики к художественным произведениям; таковы в особенности должны они быть к писателю при обозрении целой его литературной деятельности.
Между княгиней и Еспером Иванычем существовали довольно странные и даже, может быть, не совсем понятные для нашего
реального времени
отношения.
В обществе «сквернословов» Осип Иваныч сам незаметно сделался сквернословом, и хотя еще держится в этом
отношении на
реальной почве, но кто же может поручиться, что дальнейшая практика не сведет и его, в ближайшем будущем, на ту почву мечтания, о которой он покуда отзывается с негодованием.
Но это расширение теоретического разума не есть расширение спекуляции, т. е. не дает права делать из этих понятий позитивное употребление в теоретическом
отношении (??), так как здесь практический разум делает то, что эти понятия становятся
реальными и действительно получают свои (возможные) объекты.
Потому и
отношения Бога к миру получают
реальный и двусторонний характер: нисхождения для Божества и восхождения для твари.
Августина, именно о том, что делал Бог до творения мира, тем самым расширяется в более общий вопрос об
отношении Творца к творению или о
реальном присутствии Его во времени, о самоуничижении Тчорца чрез вхождение во временность и как бы совлечение с себя вечности.
Казалось бы, при таком новом в сравнении с прежним, при таком недионисическом
отношении к миру
реальному Ницше должен, был внимательнее вглядеться в Аполлона и спросить себя: раз аполлоновская «светлая кажимость» есть единственная истинная реальность, то что же такое бог этой реальности? Не слишком ли было поверхностно прежнее понимание сущности этого бога?
То, что есть
реального в обществе, определяется тем, что личность вступает в
отношения не только к личности, но и к соединению личностей в обществе.
Примат должен принадлежать духовному началу, потом следует экономика как
реальный базис жизни и потом лишь политика, вечно служебная в
отношении к экономике.
Собственность из
реальной, из
отношения к
реальному миру превращается в фиктивную, в
отношение к фиктивному миру.
Во всяком случае полковник, произведенный в генералы за развращение сына своего начальника, жил и действовал за сорок лет ранее Базарова и был во всех
отношениях хуже Базарова; притом же Базаров есть лицо вымышленное, а этот развратитель, произведенный в генералы, есть лицо, к сожалению, самое
реальное, действительности существования которого отрицать невозможно!
Мне особенно приятно сообщить читателям журнала «Слово», что новое произведение Гонкура они, по всей вероятности, прочтут одновременно с появлением его по-французски, а то так и раньше. Теперь романисты
реальной школы очень ценят сочувствие русской публики, да и в денежном
отношении им выгодно появляться раньше на русском языке. Хотя в нашей конвенции с Францией и не стоит ничего о переводах, но редакции русских журналов уже понимают, что гораздо лучше предупреждать международные законодательства…
В этом письме сказалась та же
реальная манера романиста: кратко, но крупными, выдающимися чертами охарактеризовать свою личность, судьбу,
отношения к жизни и современному обществу.
Под творческой активностью духа я понимаю не создание лишь продуктов культуры всегда символических, а
реальное изменение мира и человеческих
отношений, т. е. создание новой жизни, нового бытия.
Власть всегда носит на себе символы и знаки и требует к себе символического
отношения, ничего общего не имеющего с
отношением реальным.
Философия хранит познание истины как мужскую солнечную активность в
отношении к познаваемому [Р. Штейнер в одной из первых своих работ, «Истина и наука», написанной без всякой теософической терминологии, удачно выражает творческую природу познания истины: «Истина не представляет, как это обыкновенно принимают, идеального отражения чего-то
реального, но есть свободное порождение человеческого духа, порождение, которого вообще не существовало бы нигде, если бы мы его сами не производили.
Социализм как проблема социальной политики и социальной этики, как социальный реформизм, как
реальное улучшение положения трудящихся, дающее хлеб насущный, религиозно нейтрален и может составить неотъемлемую часть христианского
отношения к жизни.